55. Тарас Шевченко о глобализаторах Украины
В экономической науке, как ни в какой другой области человеческих знаний, то, что должно быть, не всегда совпадает, а в большинстве случаев совершенно не совпадает с тем, что есть на самом деле. Именно по этой причине самые радужные перестроечные, а затем рыночные прогнозы завершались после сравнения с реальной действительностью глубокомысленными вздохами и сакраментальной фразой "надежда умирает последней". Однако не только рядовые граждане, но и специалисты высокого класса без должной внимательности принимают на веру похвальные оды процессу глобализации, распространяемые западными экономистами в средствах массовой информации. В интерпретации отечественных специалистов их глубокомысленное умозаключение относительно положительных сторон глобализированной мировой экономики в своей сумме создает следующий необыкновенно романтический образ общества будущего. Это – интеграция, процветание и благополучие, которые предполагают:
- равноправное участие всех стран как развитых, так и развивающихся в решении всех насущных проблем;
- партнерство и сотрудничество между странами и регионами, мир и стабильность;
- взаимную поддержку стран-членов в межрегиональных структурах, позволяющую им приспособиться к конкурентной среде глобализации;
- устойчивое экономическое развитие и превращение стран в демократии с энергичной рыночной экономикой, открытыми политическими системами, сильным гражданским обществом, хорошей системой государственного управления и верховенством закона;
- улучшение экономического положения в развивающихся странах;
- свободное от каких-либо ограничений со стороны государств передвижение рабочей силы и переселение на подлинно глобальном рынке труда;
- свободное сообщество наций, существующих в мире без границ, поощряющем международную солидарность и обеспечивающем благоприятное развитие процесса глобализации через обмен мнениями и обсуждение основных проблем и перспектив, стоящих перед отдельными странами и регионами;
- общее пространство солидарности, сплоченности и политической воли для строительства лучшего будущего в гармоничном глобальном обществе;
- гармоничное сосуществование стран в мирном, стабильном и процветающем глобализированном мире.
Это ли не образчик "тысячелетнего царства божьего на земле" (по Томасу Мюнцеру) или "светлого коммунистического будущего человечества" (по недавней советской терминологии). Самый что ни на есть первосортный. И в точно такой же мере утопический, возникший в период средневековья и даже раннего христианства. Только в новой и более современной терминологической упаковке, допускающей, что эта цель может быть достигнута посредством особых преимуществ, которые предоставляет всему миру процесс глобализации в той части, в какой:
- общие намерения стран в отношении диверсификации и развития существующих экономических отношений в направлении более свободной торговли открывают возможности эффективного использования преимуществ, основанных на географической близости, взаимных интересах, а также на наличии традиционных связей и взаимодополняемом характере экономик;
- сокращение торговых барьеров, наряду с уменьшением стоимости услуг в сфере транспорта и связи, которые открывают дорогу к более эффективной системе производства, распределения и потребления;
- ускорение процесса унификации законов и нормативных документов создает условия, необходимые для эффективного взаимодействия между государствами на субрегиональном и региональном уровне;
- вмешательство государства в социальную сферу, в основном посредством эффективных мер и программ социальной политики, обеспечивает защиту малоимущих и незащищенных групп населения;
- увеличение степени взаимодействия между государственной властью, парламентом и гражданским обществом позволяет последнему эффективно участвовать в процессе глобализации;
- влияние пользующихся международным признанием парламентских организаций, таких как Европарламент, ПА, ПАСЕ, МПС, МПА, СНТ, ОЧЭС и др., способствует эффективному применению существующих международных инструментов в областях, представляющих взаимный интерес для стран мира.
Этот перечень эффективностей впечатляет. Но не более того, ибо, во-первых, своими корнями восходит к классикам экономической науки (У. Петти, Ф. Кенэ, А. Смиту), поучавшим государя, как наиболее разумно вести дела с пользой для страны и народа, а также к временам советской действительности, рисовавшей красочные перспективы "заботы" государства о благе народном. Во-вторых, здесь ведется речь об абстрактной эффективности, с одной стороны, исходящей из описания процесса производства вообще, а с другой – не имеющей по этой причине конкретного способа практической реализации и тем более математической интерпретации самой эффективности. В-третьих, обращает на себя внимание особое отличие этого перечня от двух вышеперечисленных пунктов, заключающееся в том, что он имеет в виду мировую экономику, взятую в целом, тогда как ранее экономисты не выходили за рамки отдельно взятого государства. И наконец, нельзя не отметить, что в этом перечне "красивостей" понятие "глобализации" фетишизируется до уровня сверхъестественной силы, точно так же, как до этого фетишизировались товар, деньги, инфляция и рынок. Мистификация этих экономических понятий вполне закономерна постольку, поскольку пока еще не люди, а внешние силы в форме товара, денег, инфляции, рынка и глобализации управляют людьми, хотя с научной точки зрения это совершенно неправильно , так как не только эти понятия, но и многие другие есть порождение рук человеческих в форме общественных отношений, которым люди должны найти объяснение прежде, чем возьмут их под свой контроль. А это возможно только в том случае, если человек отбросит в сторону их мистическое содержание и определит, наконец, их действительное экономическое бытие.
Современные реалии таковы, что не совпадают ни с вышеперечисленными целями и задачами глобализации мировой экономики, ни с предполагаемым уровнем ее эффективности из-за неизвестно откуда и каким образом возникающих "рисков", "угроз" и "вызовов", служащих по объяснению западных экономистов "предостережением" для развитых государств мира в части:
- растущей бедности, безработицы, неравенства и отчуждения;
- различия в уровне развития национальных экономик;
- более чем очевидной разницы между теми государствами, которые извлекают выгоду из глобализации, и теми, выгода которых незначительна или весьма ограничена;
- неравномерного распределения ресурсов, делающего богатых еще богаче, а бедных еще беднее;
- ухудшающегося состояния мировой окружающей среды, условий труда, подотчетности международных учреждений перед мировым сообществом, дефицита демократии и справедливости;
- культурного и институционального единообразия и унификации системы ценностей, сглаживающих таким образом культурное разнообразие и черты национальной самобытности народов, подвергнутых всеобщей экономической интеграции;
- повсеместного распространения и объединения в единую глобальную сеть преступности, терроризма, нелегальной торговли и отмывания "грязных" денег;
- роста нелегальной миграции и торговли людьми, бедности и социального напряжения, вызывающих политическую нестабильность;
- отсутствия институциональных механизмов, благодаря которым представление о мире без границ и всеобщем единодушии не стало бы в эпоху глобализации орудием обмана в руках могущественных государств, ибо частичное использование эффекта глобализации способно вызвать скорее дезинтеграцию, раскалывающую общества и регионы, чем интеграцию отдельных государств в мировое сообщество.
Картина, нарисованная западными экспертами в отечественной интерпретации, прямо скажем, грустная, ибо они начали по известной пословице за здравие, а закончили так, как об этом сказано в 1845 г. великим украинским поэтом и революционным демократом Т.Г. Шевченко:
А молоді як зійдуться,
Та любо, та тихо,
Як у раї, – а дивишся:
Ворушиться лихо.
Не завидуй же нікому,
Дивись кругом себе:
Нема раю на всій землі,
Та нема й на небі.
В литературном творчестве Т.Г. Шевченко (1814-1861) поставлено и с гениальной прозорливостью раскрыто немало тем, созвучных современной Украине. Так, естественными условиями эффективности процесса глобализации для развивающихся стран и стран переходного периода, включая Украину, считаются:
- соблюдение обязательств, вытекающих из членства в ЕС, ВТО и других международных соглашений;
- укрепление взаимодействия с европейскими организациями и инициативами;
- согласование экономической политики страны с инвестиционными возможностями и требованиями меморандумов международных финансовых институтов, ресурсы которых перенапряжены в связи со значительными размерами пакетов финансовой "помощи" и деятельностью в обстановке широкомасштабной изменчивости, связанной с глобализацией, а также с финансовыми и социальными последствиями кризиса.
Целых десять лет Украина всеми силами следовала советам, требованиям и ультиматумам зарубежных кредиторов, а затем, оказавшись в глубоком кризисе, да еще и в долговременной долговой кабале, начала в конечном итоге свое экономическое возрождение в 2000 г. лишь благодаря собственным силам и своему уму. Именно это предвидел Т.Г. Шевченко, когда написал "І мертвим, і живим и ненародженим землякам моїм в Україні і не в Україні моє дружнєє посланіє" (1845), где в частности сказал:
"...Схаменіться, недолюди,
Діти юродиві!
Подивіться на рай тихий
На свою країну,
Полюбите щирим серцем
Велику руїну,
Розкуйтеся, братайтеся!
У чужому краю
Не шукайте, не питайте,
Того, що немає
І на небі, а не тільки
На чужому полі.
В своїй хаті своя й правда,
І сила, і воля.
Нема на світі України,
Немає другого Дніпра,
А ви претеся на чужину
Шукати доброго добра,
Добра святого. Волі! волі!
Братерства братнього! Найшли,
Несли, несли с чужого поля
І в Україну принесли
Великих слів, велику силу,
Та й більш нічого ...
.....................................................
Якби ви вчились так, як треба,
То й мудрість би була своя".
Далее Т.Г. Шевченко очень тонко подмечает, что разучилась украинская интеллигенция опираться на "свою мудрость", все больше слушает "узловатого немца". И так увлеклась этим занятием, что начисто забыла и свой язык и свою собственную историю. Причем настолько, что достаточно немцу сказать: "Ви моголи", – в смысле азиаты, так тут же послушно следует подтверждение, мол, и в самом деле мы:
"Моголи! Моголи!"
Золотого Тамерлана
Онучата голі".
Стоит "немцу" заявить, что все-таки: "Ви слав'яне", – как сейчас же слышится в ответ угодливое согласие:
"Слав'яне! Слав'яне!"
Славних прадідів великих
Правнуки погані!".
По этому поводу гневная ирония Т.Г. Шевченко достигает высот убийственной силы:
"... Колись будем
І по-своему глаголать,
Як німець покаже
Та до того й історію
Нашу нам розкаже, –
Отоді ми заходимось!..
Добре заходились
По німецькому показу
І заговорили
Так, що й німець не второпа,
Учитель великий,
А не те, щоб прості люде.
А ґвалту! а крику!
……………………………
"... У нас воля виростала
Дніпром умивалась,
У голови гори слала,
Степом укривалась!"
Этим красочным, составленным в стиле древнерусского Бояна строкам Т.Г. Шевченко противопоставляет суровую правду минувшего века казацкой Украины:
Кров'ю вона умивалась,
А спала на купах,
На козацьких вольних трупах,
Окрадених трупах!
..........................................
Чого ж ви чванитеся, ви!
Сини сердешної України!
Що добре ходите в ярмі,
Ще лучче, як батьки ходили.
Не чвантесь, з вас деруть ремінь,
А з їх, бувало, й лій топили.
Здесь негодование Т.Г. Шевченко достигло высшего предела, за которым следует горький вывод и страстное напутствие потомкам:
Доборолась Україна
До самого краю.
Гірше ляха свої діти
Ії розпинають.
Замисть пива праведную
Кров із ребер точать.
Просвітити, кажуть, хочуть
Материні очі
Современними огнями
Повести за віком,
За німцями, недоріку,
Сліпую каліку.
....................................
Не дуріте самі себе,
Учітесь, читайте,
І чужому научайтесь,
Й свого не цурайтесь,
Бо хто матір забуває,
Того бог карає,
Того діти цураються
В хату не пускають.
..................................
Обніміте ж, брати мої,
Найменшого брата, –
Нехай мати усміхнеться
Заплакана мати.
...................................
І забудеться самотня
Давняя година,
І оживе добра слава,
Слава України,
І світ ясний, невечірній
Тихо засіяє ...
Обніміться ж, брати мої,
Молю вас, благаю!
Эти строки были написаны более полутора веков тому назад, но тем не менее злободневны и по сей день, ибо не смогли объединиться украинцы ни в середине XIX в., ни в наше время. Слишком разными оказались экономические интересы у "младшего брата" (сельского крестьянина – "гречкосія") и у его старших собратьев по нации (аристократии, промышленников, купцов и казацкой старшины). Именно поэтому, как видно из вышеприведенного анализа интеграционных процессов, Украина еще не нашла своего места в мировой экономике. То же самое можно сказать и с позиции так называемой глобализации, если, конечно же, рассматривать этот процесс по его теоретической сути и действительному содержанию, а не по вышеприведенному рекламному описанию, составленному на основе различных литературных образов, растиражированных в научной печати и в средствах массовой информации. И в том и в другом случае Украина оказалась в стороне от столбовой дороги общемировых тенденций только потому, что, с одной стороны, больше надеялась на подсказки "узловатого немца" (в общем случае – зарубежного, в том числе и американского советчика), чем на свою собственную мудрость, а с другой стороны, все еще не определилась с тем, какой должна быть с украинской точки зрения "своя правда, сила и воля" относительно тех тенденций, которые присущи процессам интеграции и глобализации в мировой экономике.